ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(268)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(268)
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
В современном обществе, где демократические принципы занимают центральное место, роль органов местного самоуправления становится ключевой для обеспечения стабильности и эффективного развития.
Один из важных аспектов их деятельности – муниципальный контроль. Эта область приобретает особую актуальность в свете стремления к открытости, прозрачности и участии граждан в управлении своими территориями.
Сущностью контроля является наблюдение за соответствием деятельности подконтрольного объекта тем предписаниям, которые данный объект получил или которые содержатся в нормах действующего законодательства. Контроль как функция управления включает в себя выявление и анализ существующих дел, сравнение фактического положения дел с поставленными целями, оценку контролируемой деятельности и принятие мер по устранению найденных недостатков. Функция контроля может осуществляться в виде надзора, проведении инспекционных проверок, различных ревизий и так далее[4, с. 94].
В системе местного самоуправления проводится контроль, который подразделяется на внутренний и внешний.
Внутренний контроль включает в себя представительный контроль, осуществляемый представительными органами и контрольно-счетными органами, учреждаемыми в соответствии с законодательством муниципалитета. Также внутренний контроль включает административный контроль, который выполняется исполнительными органами муниципального образования, где руководители подразделений следят за действиями своих подчиненных. Внешний контроль представляет собой проверку со стороны органов местного самоуправления за соблюдением законов, положений, инструкций и других нормативных актов юридическими и физическими лицами.
Этот вид контроля направлен на обеспечение законности и соответствия деятельности общественных и частных субъектов установленным нормам и правилам.
Список органов местного самоуправления, осуществляющих внешний и внутренний контроль, достаточно обширен.
Данная статья посвящена рассмотрению представительного органа и контрольно-счетного органа муниципального образования, ответственных за осуществление муниципального контроля.
Представительный орган муниципального образования.
Представительные органы муниципальных образований занимают ведущее положение в структуре органов местного самоуправления. Это выражается в том, что законодатель устанавливает их подотчетность и контроль над всеми остальными органами и должностными лицами местного самоуправления. Такое положение дел влечет за собой полную ответственность представительных органов за решение вопросов, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования, а также за действия всех других органов и должностных лиц местного самоуправления [6, с. 6].
Представительные органы муниципальных образований, являясь основным звеном в системе органов местного самоуправления, играют ключевую роль в формировании других органов местного самоуправления. Значительное влияние представительные органы оказывают при формировании местной администрации муниципального образования. В случаях, когда глава муниципального образования не является одновременно главой администрации, глава администрации назначается представительным органом на основе контракта, заключаемого по результатам конкурса на должность главы администрации. Срок контракта устанавливается уставом муниципального образования.
Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении, но не менее чем на 2 года. Порядок проведения конкурса и общее число членов конкурсной комиссии также определяются представительным органом муниципального образования.
Представительные органы муниципального образования в целях осуществления финансового контроля за использованием средств местных бюджетов может образовать контрольно-счетный орган муниципального образования [5, с. 120].
Согласно части 10 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представительный орган муниципального образования обладает исключительной компетенцией, включающей ряд контрольных полномочий.
Среди них можно выделить следующие:
- утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
- утверждение отчетов об исполнении планов и программ развития муниципального образования;
- контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
- принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
Несмотря на краткость формулировок в законе относительно контрольных полномочий представительного органа муниципального образования, на практике эти функции имеют значительный объем. В частности, контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления в решении вопросов местного значения охватывает различные аспекты деятельности муниципального образования. Однако на практике контрольные функции представительных органов муниципальных образований часто сводятся к формальному рассмотрению отчетов подконтрольных органов за определенные периоды.
Единственным важным инструментом муниципального контроля со стороны представительного органа на текущий момент является право на удаление главы муниципального образования в отставку. Тем не менее, даже при выявлении существенных нарушений в деятельности главы муниципального образования представительному органу не всегда удается осуществить данное право.
Контрольно-счётный орган муниципального образования.
Согласно статье 38 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», данный орган формируется представительным органом муниципального образования. Положения указанного закона не предоставляют подробных нормативных установлений относительно правового статуса контрольно-счетного органа муниципального образования. Вместо этого они направляют нас на положения Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Бюджетного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и нормативных актов Российской Федерации, а также муниципальных нормативных правовых актов.
Правовой статус контрольно-счетного органа представляет собой нормативное «ядро», содержащее систему признанных и гарантированных государством прав и обязанностей. В эту систему входят и законные интересы субъектов права.
Основы статуса контрольно-счетного органа на местном уровне определены в Федеральном законе №6-ФЗ, особенно в его статье 3. Согласно закону, муниципальный контрольно-счетный орган является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, что делает его специализированным органом контроля. Важно отметить, что деятельность контрольно-счетного органа не может быть приостановлена, даже в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа (ст. 3).
Закон также устанавливает специальный режим статуса субъекта внешнего муниципального финансового контроля для контрольно-счетных органов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) и поселений в составе муниципальных районов. Организация и деятельность этих органов осуществляются в соответствии с законами субъекта Российской Федерации [7, с. 172].
Реализация нормы о «постоянно действующем органе внешнего муниципального финансового контроля» зависит от «правоприменительного решения» представительного органа местного сообщества и осуществления такого элемента правового статуса, как «порядок образования». Согласно статье 3 Федерального закона №6-ФЗ, муниципальный контрольно-счетный орган создается представительным органом муниципального образования, который также формирует орган внешнего муниципального финансового контроля и устанавливает его правовой статус.
Обязательное создание проверяющих структур закреплено в Бюджетном кодексе РФ (статья 262.4), где предусмотрена проведение обязательной внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета для обеспечения его легитимности. При этом нормативно-правовые основы организации и деятельности контрольно-счетных органов на местном уровне во всех случаях определяются положениями Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона №6-ФЗ от 2011 года.
Наименование, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с упомянутым Федеральным законом.
Контрольно-счетный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может обладать правами юридического лица, и, таким образом, данное решение находится в компетенции представительного органа муниципального образования [8, с. 1304].
Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, имеют право заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
Положения законодательства субъектов Российской Федерации, как правило, повторяют положения федерального законодательства, что также характерно для правового регулирования статуса контрольно-счетных органов муниципальных образований.
Из изложенного материала видно, что контрольно-счетные органы играют важную роль в системе, осуществляя внешний муниципальный финансовый контроль. В то время как их полномочия и статус закреплены в законах, необходимо обратить внимание на эффективное использование этих органов для обеспечения прозрачности и ответственности в управлении муниципальными ресурсами.
Выделение ограничений и неоднозначностей в реализации полномочий представительных органов и контрольно-счетных органов подчеркивает необходимость системных улучшений в муниципальном контроле. Внимание к усилению эффективности и преодолению трудностей в реализации контрольных функций представляется ключевым аспектом для обеспечения эффективности муниципального управления и контроля в будущем.