Статья:

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(282)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Чиннова Д.И. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 15(282). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/282/147279 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

Чиннова Диана Игоревна
студент, педагогический институт, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

Аннотация. В статье представлены результаты изучения ценностно-смысловой сферы младших школьников, воспитывающихся в семьях с разными показателями родительского отношения. Показано, что ценностные ориентации младших школьников, воспитывающихся в семьях с разными показателями родительского отношения, будут различаться в зависимости от уровня поддержки и вовлеченности родителей в их жизнь.

 

Младший школьный возраст - период активного формирования системы ценностей. Ценностные ориентации младших школьников оказывают существенное влияние на их социальное поведение, общение с окружающими и развитие личности в целом [6]. Родительские отношения, стиль воспитания и общение в семье могут оказывать решающее влияние на ценностные установки ребенка.  Понимание влияния различных семейных контекстов на формирование ценностных ориентаций младших школьников является важным для разработки эффективных программ психолого-педагогической поддержки детей и их родителей [14]. В контексте современного общества, где наблюдается рост социальных проблем, агрессивного поведения и негативных ценностей у младших школьников изучение факторов, определяющих формирование позитивных ценностей у младших школьников, представляется особенно актуальным [8].

Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 47» г. Белгорода.  В нем принимали участие 30 младших школьников в возрасте 9-10 лет и 30 родителей. В качестве методик исследования использовались «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин) и адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (Н.Е. Щуркова, адаптация В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым).

В ходе исследования было выявлено, что по шкале «Симбиоз» 53% родителей показали высокие баллы, это позво­ляет сделать вывод о том, что взрослые не устанавливают пси­хологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разум­ные потребности. По шкале «Отношение к неудачам» 77% родителей показали низкие баллы, это свидетельствует о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспита­телем. По шкале «Контроль» низкие баллы набрали 3 % родителей. Такие показатели сви­детельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со сто­роны взрослого человека практически отсутствует. Это может негативно сказываться на процессе обучения и воспитания детей. 100% родителей показали высокие баллы по шкале «Принятие/отвержение», это говорит о том, что у взрослых имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддер­живает планы, проводит с ним достаточно немало времени и не жалеет об этом. По шкале «Кооперация» 100% родителей набрали средние баллы — признак того, что взрослые проявляют достаточный интерес к тому, что интересует ребенка, в большинстве случаев высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу, стараются быть на равных с ребенком (рис.1).

 

Рисунок 1. Распределение родителей по уровню выраженности показателей родительского отношения (%)

 

Перейдем к анализу результатов по методике «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (Н.Е. Щуркова, адаптация В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым). Анализ результатов показал, что  достаточный уровень нравственной воспитанности (высокий) имеют 77% младших школьников. Недостаточная сформированность нравственных отношений (средний уровень) наблюдается у 23% младших школьников. Большинство респондентов проявляют уважение к дружбе, оказывают поддержку друг другу и проявляют сострадание. Эти дети отличаются высокими познавательными мотивами, ориентированы на интересы и потребности других людей, их личность может быть направлена как на себя, так и на потребности других. Часто они готовы отказаться от своих интересов в пользу помощи нуждающимся. Они строго следуют указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают за неудовлетворительные оценки или замечания. Стремятся к нравственным поступкам, вдохновляют других и принимают решения в соответствии с нравственными принципами.

 

Рисунок 2. Распределение младших школьников по уровню нравственности (%)

 

Математико-статистическая обработка данных показала, что статистически значимые различия наблюдаются между ценностными ориентациями детей, воспитывающихся в семьях с разными показателями родительского отношения по шкалам «Симбиоз» 0,012 (p≤0.05) и «Отношение к неудачам» 0,037 (p≤0.05) (табл.1).

Таблица 1.

Выраженность ценностных ориентаций младших школьников, воспитывающихся в семьях с разными показателями родительского отношения

Уровень нравственности

Симбиоз, средний уровень

Симбиоз, высокий уровень

Нэмп

Отношение к неудачам, низкий уровень

Отношение к неудачам, средний уровень

Нэмп

Низкий уровень нравственности

16,71

14,44

6,254*

17,25

12,00

4,338*

Высокий уровень нравственности

12,50

18,13

0,511

13,93

18,65

1,974

Усл. обозначения: *p <0,05, **p <0,01

 

Ценностные ориентации у детей, воспитывающихся в семьях с низким уровнем показателей родительского отношения по шкале «Симбиоз» и высоким уровнем по шкале «Отношение к неудачам» имеют негативный характер, в отличие от ценностных ориентаций детей, воспитывающихся в семьях с противоположными показателями по данным шкалам.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о важности родительских отношений для формирования ценностных ориентаций младших школьников

Для развития позитивных ценностных ориентаций у детей, воспитывающихся в семьях с разными показателями родительского отношения, можно предложить такие направления психолого-педагогического сопровождения родителей, как проведение тренингов, семинаров и индивидуальных консультаций по вопросам эмоциональной поддержки детей и их нравственного развития.

 

Список литературы:
1. Баева Л.В. Ценностные основания индивидуального бытия: Опыт экзистенциальной аксиологии: монография [Электронный ресурс]/ Л.В. Баева// – Москва: Прометей. МПГУ, 2003, с. 12. Режим доступа: http://baevaludmila.ru/books/baeva-l-v-tsennostnyie-osnovaniya-indivi.html
2. Божович, JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Электронный ресурс] / Л. И. Божович // – СПб.: Питер, 2008. 400 С. – Режим доступа: https://sdo.mgaps.ru/books/K4/M5/file/4.pdf
3. Владимирова Е.К. Исследование ценностных ориентаций личности [Электронный ресурс]/ Е.К. Владимирова// – Психологический журнал. 2001; С. 15 – 21. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/dinamika-tsennostnykh-orientatsii-kursantov-v-protsesse-sotsialno-psikhologicheskoi-adaptats
4. Выготский Л.С. проблемы развития личности в изменчивом мире [Электронный ресурс]/ Л.С. Выготский//–Гомель, 2014. С. 14. Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/76001762.pdf
5. Гафурова, Ш.А. Роль семьи в воспитании детей [Текст] / Ш.А. Гафурова //  Вопросы науки и образования. – 2021. – С. 38-54.
6. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности [Электронный ресурс]/ Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 256–269. Режим доступа: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/516909760.pdf
7. Голубь А.А. Ценностные ориентации современных младших школьников [Электронный ресурс]/ А.А. Голубь, А.А. Беляева // Современные инновации, 2018. – №5. – С. 1–3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-sovremennyh-mladshih-shkolnikov
8. Кильдюшова П.Е., Валеева Р.А. К вопросу о формировании у младших школьников ценностного отношения к семье [Электронный ресурс]/ П.Е. Кильдюшова // – Современные проблемы науки и образования, 2015. – № 3.; Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17321
9. Иванова, В.В. Роль семьи в воспитании детей [Текст] / В.В. Иванова // Мир современной науки. – 2020. – С. 42-49.
10. Ильченко, А.Г. Влияние родительских установок на развитие личности [Электронный ресурс] / А.Г. Ильченко // Интеллектуальные ресурсы – региональному развитию. - 2022. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=48905650.
11. Карабонова, О.А. В поисках оптимального стиля родительского воспитания [Текст] / О.А. Карабонова // Национальный психологический журнал. – 2019. – С. 48- 56.
12. Карнацкая Н. В. Влияние семьи на социализацию подростка / [Электронный ресурс] / Н.В. Карнацкая //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 8 (август). – С. 61–70. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-semi-na-sotsializatsiyu-podrostka