ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(282)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(282)
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ
Аннотация. В статье представлены результаты изучения ценностно-смысловой сферы младших школьников, воспитывающихся в семьях с разными показателями родительского отношения. Показано, что ценностные ориентации младших школьников, воспитывающихся в семьях с разными показателями родительского отношения, будут различаться в зависимости от уровня поддержки и вовлеченности родителей в их жизнь.
Младший школьный возраст - период активного формирования системы ценностей. Ценностные ориентации младших школьников оказывают существенное влияние на их социальное поведение, общение с окружающими и развитие личности в целом [6]. Родительские отношения, стиль воспитания и общение в семье могут оказывать решающее влияние на ценностные установки ребенка. Понимание влияния различных семейных контекстов на формирование ценностных ориентаций младших школьников является важным для разработки эффективных программ психолого-педагогической поддержки детей и их родителей [14]. В контексте современного общества, где наблюдается рост социальных проблем, агрессивного поведения и негативных ценностей у младших школьников изучение факторов, определяющих формирование позитивных ценностей у младших школьников, представляется особенно актуальным [8].
Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 47» г. Белгорода. В нем принимали участие 30 младших школьников в возрасте 9-10 лет и 30 родителей. В качестве методик исследования использовались «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин) и адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (Н.Е. Щуркова, адаптация В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым).
В ходе исследования было выявлено, что по шкале «Симбиоз» 53% родителей показали высокие баллы, это позволяет сделать вывод о том, что взрослые не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности. По шкале «Отношение к неудачам» 77% родителей показали низкие баллы, это свидетельствует о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем. По шкале «Контроль» низкие баллы набрали 3 % родителей. Такие показатели свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может негативно сказываться на процессе обучения и воспитания детей. 100% родителей показали высокие баллы по шкале «Принятие/отвержение», это говорит о том, что у взрослых имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно немало времени и не жалеет об этом. По шкале «Кооперация» 100% родителей набрали средние баллы — признак того, что взрослые проявляют достаточный интерес к тому, что интересует ребенка, в большинстве случаев высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу, стараются быть на равных с ребенком (рис.1).
Рисунок 1. Распределение родителей по уровню выраженности показателей родительского отношения (%)
Перейдем к анализу результатов по методике «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (Н.Е. Щуркова, адаптация В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым). Анализ результатов показал, что достаточный уровень нравственной воспитанности (высокий) имеют 77% младших школьников. Недостаточная сформированность нравственных отношений (средний уровень) наблюдается у 23% младших школьников. Большинство респондентов проявляют уважение к дружбе, оказывают поддержку друг другу и проявляют сострадание. Эти дети отличаются высокими познавательными мотивами, ориентированы на интересы и потребности других людей, их личность может быть направлена как на себя, так и на потребности других. Часто они готовы отказаться от своих интересов в пользу помощи нуждающимся. Они строго следуют указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают за неудовлетворительные оценки или замечания. Стремятся к нравственным поступкам, вдохновляют других и принимают решения в соответствии с нравственными принципами.
Рисунок 2. Распределение младших школьников по уровню нравственности (%)
Математико-статистическая обработка данных показала, что статистически значимые различия наблюдаются между ценностными ориентациями детей, воспитывающихся в семьях с разными показателями родительского отношения по шкалам «Симбиоз» 0,012 (p≤0.05) и «Отношение к неудачам» 0,037 (p≤0.05) (табл.1).
Таблица 1.
Выраженность ценностных ориентаций младших школьников, воспитывающихся в семьях с разными показателями родительского отношения
Уровень нравственности |
Симбиоз, средний уровень |
Симбиоз, высокий уровень |
Нэмп |
Отношение к неудачам, низкий уровень |
Отношение к неудачам, средний уровень |
Нэмп |
Низкий уровень нравственности |
16,71 |
14,44 |
6,254* |
17,25 |
12,00 |
4,338* |
Высокий уровень нравственности |
12,50 |
18,13 |
0,511 |
13,93 |
18,65 |
1,974 |
Усл. обозначения: *p <0,05, **p <0,01 |
Ценностные ориентации у детей, воспитывающихся в семьях с низким уровнем показателей родительского отношения по шкале «Симбиоз» и высоким уровнем по шкале «Отношение к неудачам» имеют негативный характер, в отличие от ценностных ориентаций детей, воспитывающихся в семьях с противоположными показателями по данным шкалам.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о важности родительских отношений для формирования ценностных ориентаций младших школьников
Для развития позитивных ценностных ориентаций у детей, воспитывающихся в семьях с разными показателями родительского отношения, можно предложить такие направления психолого-педагогического сопровождения родителей, как проведение тренингов, семинаров и индивидуальных консультаций по вопросам эмоциональной поддержки детей и их нравственного развития.